Утвержден
конференцией судей Пензенской области
17 мая 2024 года
РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА СУДЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел 1. Общие положения
Статья 1
В соответствии с Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" совет судей Пензенской области (далее – совет судей) является органом судейского сообщества Российской Федерации и состоит из 13 судей судов всех видов и уровней, составляющих судебную систему на территории области.
Статья 2
1.В своей деятельности совет судей руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе в Российской Федерации", Федеральными законами "О статусе судей в Российской Федерации", "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", решениями Всероссийского съезда судей.
2.Порядок работы совета судей определяется настоящим регламентом и нормативными актами, относящимися к деятельности совета судей.
Статья 3
Деятельность совета судей основывается на принципах неукоснительного соблюдения независимости судей и невмешательства в судебную деятельность, гласности, свободного обсуждения и коллегиального решения вопросов.
Статья 4
Члены совета судей осуществляют свои полномочия без отрыва от основной деятельности.
Раздел 2. Внутреннее устройство совета судей
Глава 1. Председатель совета судей, заместители председателя совета судей
Статья 5
Совет судей избирает из своего состава председателя совета судей и его заместителей на первом заседании совета судей либо после освобождения их от должности или добровольного сложения ими своих полномочий. Избрание председателя совета судей и его заместителей после освобождения их от должности или добровольного сложения ими своих полномочий осуществляется в порядке, предусмотренном для их избрания на первом заседании совета судей.
Статья 6
1.Председатель совета судей:
а) созывает совет судей, руководит его работой, доводит до сведения членов совета судей время и место их проведения, а также проекты повесток дня заседаний;
б) организует работу совета судей;
в) осуществляет руководство деятельностью совета судей;
г) представляет совет судей в органах государственной власти и местного самоуправления, в общественных объединениях, средствах массовой информации, а также при осуществлении международного сотрудничества;
д) оказывает содействие членам совета судей и членам комиссий совета судей в выполнении ими поставленных задач, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением их от выполнения служебных обязанностей для работы в совете судей, комиссиях и рабочих группах;
е) направляет поступившие в совет судей материалы в постоянные комиссии совета судей для их изучения и выработки предложений и заключений комиссий;
ж) подписывает постановления совета судей, протоколы заседаний и другие документы;
з) координирует деятельность постоянных комиссий и других, созданных советом судей рабочих органов;
и) в пределах своих полномочий даёт поручения своим заместителям и руководителям комиссий и рабочих групп;
к) представляет отчет о деятельности совета на конференции судей;
л) решает иные вопросы, которые могут быть поручены советом судей или отнесены к его компетенции настоящим регламентом.
2.Совет судей вправе отменить любое распоряжение, поручение председателя совета судей.
Статья 7
1.Заместители председателя совета судей исполняют обязанности председателя совета судей в отсутствие председателя.
2.В пределах своих обязанностей заместители председателя совета судей вправе давать поручения руководителям комиссий и рабочих групп, а также членам совета судей.
Статья 8
1.Председатель совета судей и его заместители могут быть освобождены от должности на заседании совета судей в порядке, предусмотренном настоящим регламентом для их избрания.
2.Председатель совета судей и его заместители вправе добровольно сложить свои полномочия.
3.В случаях освобождения от должности председателя совета судей или добровольном сложении им своих полномочий, обязанности председателя совета судей, до избрания нового председателя, исполняет один из заместителей председателя совета судей.
Глава 2. Комиссии совета судей
Статья 9
Постоянные комиссии являются рабочими органами совета судей и предназначены для подготовки и выработки предложений по вопросам, вносимым на рассмотрение совета судей.
Статья 10
Направления деятельности постоянных комиссий и их количество определяются советом судей.
Статья 11
Деятельность соответствующей постоянной комиссии осуществляется на основании Положения, утверждённого советом судей.
Статья 12
1.Каждый член совета судей, за исключением председателя совета судей и его заместителей, обязан состоять в одной из постоянных комиссий.
2.В состав постоянной комиссии могут привлекаться судьи, не являющиеся членами совета судей.
Статья 13
1.Численный и персональный состав постоянной комиссии утверждается советом судей.
Статья 14
Организует работу постоянной комиссии её председатель, избираемый советом судей.
Статья 15
В заседаниях постоянных комиссий могут принимать участие с правом совещательного голоса члены совета судей, не входящие в её состав.
Статья 16
Для изучения и подготовки отдельных вопросов постоянная комиссия может привлекать к своей работе специалистов Управления Судебного департамента.
Статья 17
1.Решения постоянной комиссии принимаются большинством голосов от числа членов комиссии, принимавших участие в её заседаниях, и оформляются в виде постановлений.
2.Решения постоянных комиссий носят рекомендательный характер и излагаются в виде предложений и заключений.
Статья 18
Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комиссиями раздельно.
Раздел 3. Общий порядок работы совета судей
Глава 1. Порядок голосования и принятия решений
Статья 19
1.Под числом членов совета судей, необходимым для принятия решений (кворум), следует понимать участие в заседании не менее 50 % членов совета судей.
2.При голосовании под большинством голосов (более половины) членов совета судей следует понимать не менее 50 % голосов избранных членов совета судей плюс один голос члена совета судей, принимающих участие в заседании совета судей.
Статья 20
1.Решения совета судей принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием.
2.Все решения совета судей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим регламентом, оформляются решениями совета судей.
3.Решения по процедурным вопросам в случае необходимости оформляются выписками из протокола заседания совета судей.
К процедурным вопросам относятся вопросы:
а) о перерыве в заседании или переносе заседания;
б) о предоставлении дополнительного времени для выступления;
в) о предоставлении слова приглашённым на заседание;
г) о переносе или прекращении прений по обсуждаемому вопросу;
д) о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии;
е) о голосовании без обсуждения;
ж) о проведении закрытого заседания;
з) о приглашении на заседание лиц, не являющихся членами
совета судей;
и) об изменении способа проведения голосования;
к) об изменении очерёдности выступлений;
л) о пересчёте голосов.
Статья 21
1.Решения совета судей принимаются большинством голосов членов совета судей, принимающих участие в заседаниях совета судей, при соблюдении установленного кворума, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или настоящим регламентом.
2.Решения совета судей вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено самим решением совета судей.
Статья 22
1.При голосовании по каждому вопросу член совета судей имеет один голос и подаёт его за или против принятия решения либо воздерживается от принятия решения.
2.Член совета судей осуществляет своё право на голосование лично. Не допускается передача своего голоса другому члену совета судей.
3.Член совета судей, отсутствующий во время голосования на заседании, не вправе подавать свой голос по истечении времени, отведённого для голосования.
Статья 23
1.При проведении открытого голосования подсчёт голосов осуществляет счётная комиссия.
2.Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование.
3.После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование. Председательствующий выясняет, кто из членов совета судей голосует за принятие решения, кто против, и кто воздерживается от принятия решения. При этом счётной комиссии предоставляется время для подсчёта голосов.
4.По окончании голосования счётная комиссия объявляет количественные результаты голосования и письменно фиксирует их. По окончании заседания письменно зафиксированные количественные результаты голосования по каждому вопросу подписываются членами счётной комиссии и приобщаются к протоколу заседания.
5.После оглашения счётной комиссией количественных результатов голосования председательствующий объявляет о принятом решении или сообщает, что решение не принято.
Статья 24
1.Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также настоящим регламентом либо по решению совета судей.
2.Проведение тайного голосования и определение его результатов возлагается на счётную комиссию совета судей.
3.Счётная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря счётной комиссии. Решения счётной комиссии принимаются большинством голосов её членов.
4.Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счётной комиссии по предложенной ею и утверждённой решением совета судей форме в количестве, соответствующем числу членов совета судей, принимающих участие в заседании совета судей, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у счётной комиссии бюллетени после завершения их выдачи погашаются председателем счётной комиссии в присутствии её членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются советом судей по рекомендации счётной комиссии и объявляются председателем счётной комиссии.
5.Каждому члену совета судей выдаётся один бюллетень. Бюллетени для тайного голосования выдаются членам совета судей счётной комиссией в соответствии со списком членов совета судей по предъявлении ими удостоверения судьи либо иного документа, удостоверяющего личность.
6.Тайное голосование проводится непосредственно после получения членами совета судей бюллетеней. Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный счётной комиссией.
7.Недействительными при подсчёте голосов членов совета судей считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление членов совета судей. Дополнения, внесённые в бюллетень, при подсчёте голосов не учитываются. После подсчёта голосов счётная комиссия оглашает результаты тайного голосования. Затем председательствующий на заседании объявляет о принятом решении или сообщает, что решение не принято.
8.Счётная комиссия составляет протокол тайного голосования, в котором фиксирует своё решение о выборах председателя и секретаря, а также результаты тайного голосования. Протокол тайного голосования подписывается всеми членами счётной комиссии, утверждается решением совета судей и приобщается к протоколу заседания совета судей.
Глава 2. Начало работы совета судей
Статья 25
Первое заседание совета судей нового созыва проводится непосредственно после окончания работы Конференции судей, на которой был избран новый состав совета судей.
Статья 26
До избрания председателя совета судей председательствует на заседании совета судей старейший по возрасту член совета судей нового созыва.
После избрания председателя совета судей ведение заседания совета судей переходит к избранному председателю совета судей.
Статья 27
1.На первом заседании совета судей избирается председатель совета судей и его заместители.
2.Кандидаты на должность председателя совета судей выдвигаются членами совета судей или определяются путём самовыдвижения.
3.В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность председателя совета судей, кандидаты выступают на заседании совета судей и отвечают на вопросы членов совета судей.
Статья 28
1.Председатель совета судей избирается по решению совета судей открытым или тайным голосованием.
2.Член совета судей считается избранным на должность председателя совета судей, если за него проголосовало более половины членов совета судей, принявших участие в голосовании, при соблюдении установленного статьёй 19 настоящего регламента кворума для принятия решения.
3.В случае если на должность председателя совета судей было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый член совета судей может голосовать только за одного кандидата. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал необходимого числа голосов, совет судей проводит повторные выборы председателя совета судей. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.
Статья 29
Выборы заместителей председателя совета судей проводятся в порядке, определённом для выборов председателя совета судей.
Статья 30
1.После избрания председателя совета судей и его заместителей совет судей утверждает перечень и состав постоянных комиссий совета судей, избирает председателей постоянных комиссий.
2.Выборы председателей постоянных комиссий проводятся открытым голосованием в порядке, предусмотренном для выборов председателя совета судей при открытом голосовании. При этом выдвижение кандидатов на должность председателя соответствующей постоянной комиссии осуществляется из утверждённого советом судей состава этой комиссии.
3.После избрания председателей постоянных комиссий совет судей рассматривает иные вопросы, включённые в повестку дня.
Глава 3. Порядок проведения заседаний совета судей
Статья 31
1.Регистрация членов совета судей, прибывших на заседание, начинается за час до начала заседания.
2.Регистрация осуществляется аппаратом совета судей с участием (по согласованию) сотрудников Управления Судебного департамента. По окончании регистрации председателю совета судей сообщается о количестве членов совета судей, прибывших на заседание, сведения об отсутствующих и причинах их отсутствия.
3.Член совета судей обязан присутствовать на его заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании член совета судей заблаговременно информирует председателя совета судей.
Статья 32
1.Заседания совета судей проводятся открыто и гласно.
2.По решению совета судей на его заседания могут быть приглашены представители органов государственной власти, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым советом судей вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседаниях по приглашению совета судей.
3.Совет судей может принять решение о проведении закрытого заседания или его части.
4.Решение о проведении закрытого заседания или его части принимается большинством голосов от числа членов совета судей, присутствующих на заседании.
5.На закрытом заседании совета судей вправе присутствовать председатели областного и арбитражного судов области, начальник Управления Судебного департамента, а также председатель квалификационной коллегии судей.
6.Запрещается проносить на закрытое заседание совета судей и использовать во время её работы фото-, кино- и видеотехнику, а также средства звукозаписи и обработки информации.
7.Председательствующий на закрытом заседании совета судей предупреждает присутствующих членов совета судей и приглашённых лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете на распространение сведении, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
Статья 33
1.На заседании совета судей ведется протокол с использованием звукозаписывающих устройств.
2.В протоколе указывается каждый вопрос, рассмотренный советом судей, фамилии лиц, выступавших по данному вопросу, количественные результаты голосования, а также принятое решение (если решение было принято). Протокол подписывается председательствующим.
3.Ведение протоколов возлагается на аппарат совета судей.
Статья 34
1.Заседания совета судей проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
2.О дате, времени, месте проведения, а также вопросах, включённых в проект повестки дня заседания, член совета судей извещается не позже 20 дней до начала созыва совета судей.
Статья 35
1.Проект повестки дня очередного заседания совета судей формируется на основе решений совета судей и комиссий совета судей, а также иных документов, направленных в совет судей в межсессионный период и требующих решений совета судей.
Статья 36
1.Председательствующий на заседании совета судей:
а) открывает, закрывает и ведёт заседания совета судей в соответствии с настоящим регламентом;
б) информирует о количестве присутствующих на заседании членов совета судей, составе приглашённых на заседание лиц;
в) представляет проект повестки дня заседания совета судей;
г) предоставляет слово докладчикам, содокладчикам и выступающим на заседании в порядке поступления заявлений;
д) по решению членов совета судей предоставляет слово для выступления или справки приглашённым лицам. По обсуждаемому вопросу слово приглашённым предоставляется один раз в пределах трёх минут, для справки - не более одной минуты;
е) предоставляет слово вне повестки дня заседания совета судей только для внесения процедурного вопроса и по порядку ведения заседания;
ж) обеспечивает выполнение организационных решений совета судей;
з) ставит на голосование предложения членов совета судей в порядке поступления;
и) проводит голосование и оглашает его результаты;
к) контролирует ведение протоколов заседаний совета судей и подписывает указанные протоколы.
2. Председательствующий на заседании вправе:
а) указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, настоящего регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях;
б) принимать решение об удалении из зала заседаний приглашённых лиц, мешающих работе совета судей;
в) предупреждать члена совета судей, выступающего по порядку ведения заседания, в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном нарушении лишать его слова.
Статья 37
Председательствующий на заседании совета судей не вправе комментировать выступления члена совета судей, давать характеристику выступающим.
Статья 38
На заседаниях члены совета судей вправе участвовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существу обсуждаемых вопросов, предлагать кандидатуры и высказывать своё мнение по кандидатурам должностных лиц, избираемых или согласуемых советом судей, задавать вопросы, давать справки, а также пользоваться иными установленными настоящим регламентом правами.
Статья 39
1.Продолжительность докладов и информации председателей областного суда, арбитражного суда, начальника Управления Судебного департамента, председателя совета судей и председателя квалификационной коллегии судей устанавливается советом судей по согласованию с докладчиком.
2.Время для доклада другим лицам устанавливается до 15 минут, для содоклада - до 5 минут.
Статья 40
1.На заседании член совета судей может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
2.Члены совета судей, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе передать подписанные тексты своих выступлений председательствующему на заседании для приобщения их к протоколу заседания совета судей.
Статья 41
1.Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного советом судей, либо по решению совета судей, принимаемому большинством голосов от числа членов совета судей, присутствующих на заседании.
2.После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово.
Раздел 4. Согласование назначения на должность и освобождения от должности начальника Управления Судебного департамента в Пензенской области, избрание судей в состав квалификационной коллегии судей области, представление и избрание членов экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи
Глава 1. Согласование назначения на должность и освобождения от
должности начальника Управления Судебного департамента в Пензенской области
Статья 42
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» к полномочиям совета судей относится согласование назначения на должность и освобождения от должности начальника Управления Судебного департамента в Пензенской области.
Статья 43
1.Председатель областного суда вносит в совет судей представление о согласовании назначения на должность начальника Управления Судебного департамента в Пензенской области. Указанное представление должно содержать сведения биографического характера о кандидате, уровне его образования и профессиональных навыках.
2.Освобождение от должности начальника Управления Судебного департамента производится аналогичным порядком, указанным в п. 1 данной статьи, с обоснованием мотивов такого ходатайства.
Статья 44
1.На заседании совета судей председатель областного суда или его представитель представляет совету судей кандидата для согласования к назначению на должность либо обосновывает мотивы решения об освобождении от должности начальника Управления Судебного департамента.
2.Члены совета судей вправе задавать вопросы выступающим, а также кандидату, представленному на согласование для назначения на должность (освобождения от должности), высказываться «за» или «против» назначения на должность (освобождения от должности).
Статья 45
1.После проведенного обсуждения по представленному кандидату на должность начальника Управления Судебного департамента (или на освобождение от должности) вопрос о согласовании кандидата на должность (на освобождение от должности) ставится на голосование.
2.Кандидат на должность начальника Управления Судебного департамента (или на освобождение от должности) считается согласованным, если за него проголосовало более половины членов совета судей, принимавших участие в голосовании, при соблюдении установленного кворума, предусмотренного настоящим регламентом.
Статья 46
1.Если кандидат на должность начальника Управления Судебного департамента (или на освобождение от должности) в результате голосования не получил предусмотренного числа голосов, его кандидатура считается не согласованной.
2.В этом случае председатель областного суда или его представитель вправе поставить вопрос о повторном голосовании на этом же или следующем заседании совета судей по согласованию представляемого кандидата, изложив новые или дополнительные мотивы и аргументы своего решения.
3.Решение совета судей по вопросу о согласовании кандидата на должность (освобождения от должности) начальника Управления Судебного департамента в течение 5 дней направляется председателю областного суда.
Глава 2. Избрание судей в состав квалификационной коллегии области
Статья 47
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» совет судей избирает судей в состав квалификационной коллегии судей вместо выбывших в период между конференциями.
Статья 48
Выборы судей в состав ККС вместо выбывших членов ККС проводятся тайным голосованием по правилам, предусмотренным статьей 24 настоящего регламента.
Статья 49
1.При выдвижении кандидатов в состав ККС должны соблюдаться требования статьи 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" о нормах представительства судей в ККС.
2.Выдвижение кандидатов в состав ККС осуществляется на заседании совета судей.
3.Предложенные кандидаты в состав ККС включаются в бюллетень для тайного голосования без голосования, при наличии согласия выдвигаемых кандидатов в состав ККС.
Статья 50
Избранным в состав ККС считается судья, за которого проголосовало более половины членов совета судей, принявших участие в голосовании, при соблюдении установленного настоящим регламентом кворума для принятия решений.
Глава 3. Представление и избрание членов
экзаменационной комиссии Пензенской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи
Статья 51
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» совет судей прекращает полномочия члена экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее – экзаменационная комиссия) досрочно и избирает членов экзаменационной комиссии вместо выбывших в период между конференциями.
Статья 52
Выборы в состав экзаменационной комиссии вместо выбывших членов проводятся тайным голосованием по правилам, предусмотренным статьей 24 настоящего регламента.
Статья 53
Представление кандидатур и избрание членов экзаменационной комиссии проводится в соответствии с требованиями статьи 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Кандидаты (не менее двух на каждое место) в состав экзаменационной комиссии вместо выбывшего члена комиссии представляются председателем Пензенского областного суда и (или) председателем Арбитражного суда Пензенской области.
Фамилии представленных кандидатов в состав экзаменационной комиссии после обсуждения на заседании совета судей включаются в бюллетень для тайного голосования.
Статья 54
Избрание членов экзаменационной комиссии осуществляется: в отношении судей - на раздельных собраниях членов совета судей Пензенской области от судей судов общей юрисдикции и от судей Арбитражного суда по представлению соответственно председателя Пензенского областного суда и председателя Арбитражного суда Пензенской области. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее количество голосов членов совета судей, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины членов совета судей от судей соответствующих судов.
Статья 55
Избрание кандидатур в состав экзаменационной комиссии из числа преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, осуществляется советом судей на совместном заседании всех членов совета судей по представлению председателя Пензенского областного суда и представлению председателя Арбитражного суда Пензенской области (с соблюдением требований статьи 11.1 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» о равном представительстве в составе экзаменационной комиссии от судов общей юрисдикции и арбитражного суда.)
Статья 56
Избрание кандидатур в состав экзаменационной комиссии из числа кандидатур от общероссийских общественных объединений юристов осуществляется советом судей на совместном заседании всех членов совета судей по одному списку, содержащему представленные председателем Пензенского областного суда и председателем Арбитражного суда Пензенской области кандидатуры.
Раздел 5. Заключительные положения
Глава 1. Рабочая группа по подготовке конференции судей
Статья 57
1.Для подготовки работы конференции судей создается рабочая группа.
2.В состав рабочей группы входят председатель, его заместители, представитель от Управления Судебного департамента. В состав рабочей группы может быть привлечен любой из судей судейского сообщества области.
3.По желанию председателей областного суда, арбитражного суда, они могут участвовать в работе рабочей группы с правом решающего голоса.
Статья 58
1.После принятия решения совета судей о созыве конференции, председатель совета судей с учетом положений ст. 57 регламента своим письменным распоряжением утверждает персональный состав рабочей группы.
2.Руководит работой рабочей группы председатель совета судей.
Глава 2. Обеспечение деятельности совета судей и его рабочих органов
Статья 59
1.Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности совета судей и его рабочих органов осуществляет Управление Судебного департамента.
2.Документационное, аналитическое и информационное обеспечение деятельности совета судей и его рабочих органов осуществляет аппарат совета судей совместно с Управлением Судебного департамента.